Барселона: Правильные решения

Фернандо Алонсо. Испания 2013

Фернандо Алонсо. Испания 2013

Возможно, прошедшую гонку в Барселоне в последующем будут рассматривать не иначе, как переломный момент в дебатах о том, хорошо ли влияет высокий износ Pirelli на Формулу 1 или нет, учитывая, что двое из трех пилотов на подиуме использовали тактику четырех остановок.

Представители Pirelli признали, что излишне агрессивно подошли к разработке резины для 2013 года и внесут необходимые изменения начиная с седьмого этапа чемпионата, который пройдет в Канаде.

Тем не менее, на фоне всех споров о резине, борьба различных стратегий на трассе получилась захватывающей. Гонка показала кто из команд лучше работает с температурными режимами шин и поэтому имеют четкое понимание того, какой должна быть стратегия в воскресенье.

Еще до начала гонки в Ferrari избрали стратегию четырех пит-стопов, в Lotus — трех. Большая часть гонки была проведена гонщиками этих команд на шинах медиум, что подчеркнуло способность их шасси аккуратно обращаться с резиной.

Все остальные соперники, в частности Red Bull и Mercedes, потеряли необходимый гоночный темп, не имея полного представления о том как нужно на этой резине атаковать в Барселоне.

Алонсо и Райкконен

За все 23 года, что проводится Гран-при Испании на трассе Монтмело в пригороде Барселоны, ни разу гонщикам не удавалось выиграть гонку с такого низкого места на старте как пятое. Но Фернандо это удалось. И это наглядно демонстрирует насколько серьезно Pirelli изменили Формулу 1.

Изучив длинные отрезки соперников, которые проводились в пятничной тренировке, для Алонсо было очевидно, что главным его соперником будет Райкконен, благодаря исключительному гоночному темпу Lotus и низкому износу.

Когда Райкконен обошел в квалификации Фернандо, для испанца Кими стал главной целью в гонке, несмотря на то, что Феттель завоевал позицию на старте выше — на третьем месте. Но, длинные отрезки уже в пятницу показали, что Red Bull не могут справиться с проблемой быстрой деградации шин.

В Ferrari предположили, что Райкконен сможет пойти на три пит-стопа, в то время как Феттель вынужден будет остановиться четыре раза. Поэтому и в итальянской команде решил четыре раза посетить, проведя очень быстрый второй и третий отрезки. Они были правы в своих предположениях относительно Кими, но ошиблись с Феттелем. Но в итоге, эти четыре пит-стопа в Red Bull только помогли Ferrari.

В Lotus, изучив телеметрию, решили, что не смотря на то, что на бумаге тактика четырех пит-стопов быстрее на три секунды, эта тактика так же более рискованная из-за возможных проблем с трафиком и ошибок на пит-стопах. Плюс, Lotus уступали секунду Ferrari на каждой остановке в боксах, они просто гораздо медленнее меняют резину. Однако они были единственной командой, способной провести большою часть гонки на обкатанных мягких шинах. На каждом отрезке они были быстрее на этом типе резины, чем если бы выбрали более жесткий состав, но с таким же темпом деградации.

Стартуя с грязной части трассы, Райкконен уступил инициативу Алонсо и это было решающим обстоятельством, потому как Фернандо смог остаться впереди после первой волны пит-стопов.

Успех Ferrari кроется в том, что их шасси позволяет гонщику серьезно атаковать на первых кругах каждого гоночного отрезка, без перегрева и разрушения резины. Именно на первых кругах второго и третьего отрезка темп Алонсо был невероятно высоким.

В своей плотной борьбе с Райкконеном, именно на втором отрезке Фернандо заложил базис для своей победы. В ходе этого отрезка Алонсо увеличил отрыв с двух секунд до семи. Когда Фернандо покинул боксы после четвертой остановки, он на восемь секунд опережал Райкконена. Поэтому второй отрезок был решающим в этой борьбе.

Райкконену не повезло — после второго пит-стопа он выехал позади Феттеля, который в свою очередь серьезно уступал в скорости Алонсо.

На 38 круге Алонсо и Райкконену оставалось сделать по одному пит-стопу. Алонсо был на свежих шинах, у Кими резина прошла уже 12 кругов. Если бы финн смог дольше сдерживать испанца, или, пропустив вперед, держаться в его темпе, тогда у него был бы шанс на победу. Но у Lotus просто не хватило скорости.

С тактикой четырех пит-стопов Lotus не добились бы лучшего результата. Стратегия была бы той же, что у Ferrari, но скорость не позволила бы им бороться. Поэтому три остановки были единственным правильным решением, которое и выбрала команда.

Red Bull

С точки зрения стратегии это была не лучшая гонка для Red Bull Racing. Феттель квалифицировался третьим и имел преимущество в позиции над Алонсо на первом отрезке. Но, гонка была потеряна и Себастьян откатился на четвертое место на финише из-за классической ловушки эпохи Pirelli — нерешительности в выборе стратегии.

Red Bull попытались совершить пит-стоп трижды, им это не удалось, Себастьян был вынужден незапланированно остановиться в четвертый раз, что стоило огромной потери времени. На финише его опередил Масса. Марк Уэббер, стартовавший седьмым, финишировал на пятом месте позади напарника.

На первом пит-стопе Феттеля опередили Масса и Алонсо. Затем, на втором отрезке, Себастьян просидел на три круга дольше, на чем так же потерял много времени относительно Райкконена, Алонсо и Массы.

Но, главной проблемой для Феттеля оказался третий отрезок на новом более жестком составе. Он смог добраться лишь до 39 круга, после чего был вынужден пойти на четвертую остановку. Но, так как это не было запланировано заранее, все время потраченное на попытки пройти длинные отрезки обернулось против пилота Red Bull.

Нико Росберг. Себастьян Феттель. Испания 2013

Нико Росберг. Себастьян Феттель. Испания 2013

Mercedes

Вторую гонку подряд пилоты Mercedes катастрофически проваливаются в гонке с первого ряда на старте.

Несмотря на то, что в Mercedes знали о серьезном износе, в команде решили применить тактику трех остановок для Росберга, который был вынужден в этом случае сконцентрировать все свое внимание на работе с резиной. Смог бы он выступить лучше на четырех пит-стопах, что позволило бы ему чуть больше атаковать? В его случае ответ будет определенно «нет».

Все данные говорят о том, что такова геометрия шасси Mercedes, которая приводит к чрезмерному перегреву шин на любых продолжительных отрезках. Это стало бы проблемой, даже если бы команда сделала пять пит-стопов, а не четыре. Стратегия команды хромает из-за ограничений машины. Результатом дополнительного пит-стопа стала бы прибавка лишних 20 секунд на финише, скорости машине это бы не придало.

Исправить ситуацию сложно. Есть несколько элементов в задней части шасси и в районе тормозов, которые позволяют контролировать температуру в пределах нескольких градусов, но не тот серьезный перегрев, который испытывает резина на Mercedes. Судя по всему, это станет постоянной проблемой для команды на динамичных и быстрых трассах.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s